Кодекс делового поведения и этики компании КРОК Регион
I. Зачем нам нужен этот кодекс?
Мы хотим, чтобы наша компания была лучшей на рынке. Этой цели невозможно
достичь, если мы не будем соответствовать передовым требованиям к ведению бизнеса.
Большая часть этих требований вытекает из действующего законодательства. Но есть и такие требования, которые не закреплены в законах и поэтому, строго говоря, юридически не обязательны для нас. Но, тем не менее, мы добровольно принимаем на себя обязательства по их исполнению, чтобы быть лучше.
В этом кодексе собраны основные требования к нам, работникам компании КРОК Регион, которые нам следует неукоснительно соблюдать. Необходимо относиться к этим требованиям как любым другим обязанностям, которые возникают у нас в ходе работы.
Очень важно, что правила этого Кодекса распространяются не только на рядовых работников компании, но и на все руководство, вплоть до генерального директора. Он обязан своими действиями подавать пример соблюдения предписаний Кодекса всем сотрудникам.


II. Как мы ведем свой бизнес?
1. Мы ведем бизнес в строгом соответствии с действующим законодательством.
Работникам запрещено нарушать законы.
Следует помнить, что в целом ряде случаем ответственность за правонарушения может наступать не только для компании в целом, но и лично для работников, которые их допустили. Такая ответственность может быть в том числе уголовной.
Следует помнить, что уголовная ответственность – один из самых строгих видов ответственности. Она подразумевает наказания в виде лишения свободы, после отбытия которого у человека еще в течение некоторого времени остается судимость. Привлечение к уголовной ответственности может существенно ухудшить качество жизни даже после отбытия наказания. Уголовная ответственность может наступать, например, за нарушение законов о защите конкуренции, за дачу взятки и другие проявления коррупции, за крупные нарушения порядка использования чужой интеллектуальной собственности, за нарушение порядка обращения с персональными данными и конфиденциальной информацией.
Другие виды ответственности (административная и гражданская) тоже способны доставить массу неприятностей как вам лично, так и компании в целом. В любом случае, любые нарушения закона наносят вред репутации нашей компании.
Пожалуйста, не нарушайте закон ни в какой ситуации! Это действительно важно. Если
у вас есть сомнения относительно того, считается ли тот или иной поступок
правонарушением, не стесняйтесь обратиться за разъяснениями к своему руководителю.
2. Мы ведем бизнес этично.
Мы не должны обманывать наших заказчиков, поставщиков и других партнеров. Мы должны прикладывать максимум усилий для того, чтобы качественно и в срок исполнять все обязанности, которые мы приняли на себя. Если мы допустили ошибку, мы должны исправить ее в кратчайшие сроки.
3. Мы стремимся учитывать все интересы клиентов.
Клиенты – одна из главных ценностей нашей компании. Мы дорожим ими и поэтому должны прикладывать максимум усилий для того, чтобы учесть все их интересы в ходе реализации проектов. Клиентоцентричность должна быть одним из основных принципов работы любого нашего сотрудника. Безусловно, в попытках удовлетворить все потребности и интересы клиентов мы не должны забывать о необходимости соблюдения законодательства и о принципе этичного ведения бизнеса.


III. Мы соблюдаем законы о защите конкуренции
В России действуют законы, направленные на поддержание здоровой конкуренции в экономике. Их суть в том, что они устанавливают определенные ограничения на то, как мы можем конкурировать с другими компаниями. Такие ограничения могут касаться как только нас, так и нашего взаимодействия с конкурентами, заказчиками и поставщиками.
Далее рассматриваются основные из них.
1. Запрещено заключать с нашими конкурентами соглашения, которые приводят или могут привести к:
- Установлению или поддержанию определенных цен на товары, работы или услуги.
Например, запрещено заключать соглашение с конкурентами о том, что мы одновременно повысим цены на свои продукты.
- Повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Запрещено заранее договариваться о том, кто выиграет тот или иной тендер.
- Отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
Нельзя договариваться, что мы и наши конкуренты не будем продавать товары какому- то конкретному заказчику.
Также запрещено заключать соглашения, которые:
- навязывают контрагенту условия, которые невыгодны для него или не относятся к основному предмету соглашения,
- направлены на создание препятствий для входа на рынок новым участникам.
Кроме этого, запрещены любые соглашения, которые нарушают или могут нарушить свободную конкуренцию.
Следует также помнить, что соглашение – это не обязательно письменный документ.
Договоренность, достигнутая устно в переписке по электронной почте – это тоже соглашение.
Если у вас есть сомнения относительно правомерности того или иного условия соглашения, пожалуйста, сообщите об этом своему руководителю.
2. Закон запрещает совершать согласованные действия, которые нарушают, или могут нарушить свободную конкуренцию. Согласованные действия – это действия нескольких компаний, которые совершаются без предварительной договоренности и при этом:
- они выгодны всем, кото их совершает,
- их суть заранее ясная всем благодаря заявлению одного из участников,
- действия всех участников вызваны аналогичными действиями иных участников.
Классический пример согласованных действий – поднятие цен на аналогичные товары после заявления одного из конкурентов о том, что он собирается это сделать.
Запрещены согласованные действия, которые направлены на достижение тех же целей, что указаны выше для запрещенных законом соглашений.
3. Запрещено заниматься дискредитацией конкурентов или их продуктов.
Дискредитация – это распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить конкурентам убытки. Такие сведения нельзя распространять как публично, так и при личном общении.
4. Нельзя вводить в заблуждение заказчиков в отношении нашей компании или наших продуктов. Так, например, нельзя сообщать неточную или недостоверную информацию в отношении:
- качеств нашего товара (работы, услуги),
- места производства и производителя товара, который мы продаем,
- условий продажи товара (например, цены).
5. Нельзя допускать некорректные сравнения нашей организации или наших продуктов с конкурентами и их продуктами.
В рекламе или любых других материалах, в переписке и даже в устной речи не следует использовать в отношении наших товаров слова лучший, первый, номер один, самый, только, единственный и аналогичные этим.
При сравнении не следует делать общих заявлений. Напротив, необходимо сравнивать какие-то конкретные и при этом значимые и сопоставимые характеристики товаров, работ или услуг.
6. Запрещено вызывать в глазах заказчиков смешение наших продуктов с продуктами
наших конкурентов.
Например, нельзя использовать такие название, обозначение, упаковку, внешний вид товара, цветовые гаммы, фирменный стиль в целом, которые могут вызвать у заказчика впечатление, что это продукт нашего конкурента.


IV. Мы не допускаем проявлений коррупции
Работникам нашей компании запрещено давать и получать взятки. Следует помнить, что и то, и другое считается преступлением.
Взяткой считаются не только деньги. Любая ценность, которую вы даете взамен на совершение тех или иных действий госслужащим или работникам государственных компаний, тоже признается взяткой. «Взятка» работнику частной компании называется коммерческим подкупом. Это тоже преступление.
Чтобы ни у кого не возникло подозрений в том, что вы даете взятку или совершаете коммерческий подкуп, следует с особой осторожностью относиться к подаркам.
Допустимы только незначительные по цене, символические подарки, приуроченные к определенному поводу (например, в честь официального праздника). Запрещено оплачивать клиентам или конкурентам дорогостоящие поездки на отдых, посещение ресторанов и любых мероприятий.


V. Мы охраняем интеллектуальную собственность
К интеллектуальной собственности относятся, в частности:
- программное обеспечение,
- фотографии
- видео,
- аудиозаписи,
- тесты,
- товарные знаки (обозначения, бренды),
- изобретения.
Запрещено использовать чужую интеллектуальную собственность без получения предварительного согласия ее обладателя. Как правило, такое согласие должно быть выражено в специальном соглашении – лицензионном договоре. Исключение из этого правила – фото, видео, аудио и ПО, выложенные в открытом доступе по так называемой свободной (открытой) лицензии. Однако при использовании объектов по свободой лицензии следует помнить, что правообладатель может установить некоторые требования или ограничения по использованию своей интеллектуальной собственности. То есть использование таких объектов допускается без получения дополнительного разрешения, но с определенными ограничениями. До начала использования ПО, фото, видео, аудио и любых других объектов, распространяемых по свободной (открытой) лицензии, следует обязательно изучить условия их использования.
Следует обратить особое внимание на то, что запрещено использовать товарные знаки (обозначения) наших поставщиков, заказчиков или конкурентов без получения их предварительного согласия. Прежде чем размещать чужой товарный знак на нашем сайте, в рекламных или иных маркетинговых материалах, необходимо получить одобрение юриста.

При распространении ПО (лицензий) вендоров следует неукоснительно соблюдать допустимые условия использования такого ПО, которые установил вендор, а также требовать соблюдения этих условий от конечных заказчиков.


VI. Мы охраняем персональные данные и другую конфиденциальную
информацию
Мы не должны распространять или разглашать любую конфиденциальную информацию, которая попала в наше распоряжение. К конфиденциальной информации относятся, в частности:
- персональные данные (как наших сотрудников, так и любых других людей),
- информация, составляющая коммерческую тайну,
- любая другая информация, которая считается конфиденциальной в соответствии с законодательством или подписанным нами соглашением.
Использовать конфиденциальную информацию можно только после получения соглашения человека или организации, которым они принадлежат, и только в тех пределах, которые описаны в этом согласии. Условия использования информации, составляющей коммерческую тайну, могут быть описаны в специальном соглашении –
Non-disclosure agreement (сокращенно NDA).
Работу с конфиденциальной информацией следует встраивать таким образом, чтобы доступ к ней имело минимально необходимое количество работников.
VII. Что делать, если вы узнали о нарушении положений этого Кодекса?
Соблюдение положений этого Кодекса – это наша общая задача и необходимое условие для развития нашей компании в правильном направлении. Если вам стало известно о нарушении этого кодекса, сообщите, пожалуйста, об этом с генеральному директору.
Обратившемуся гарантируется анонимность, полноценное и объективное рассмотрение его сообщения, а также отсутствие любых неблагоприятных последствий. Допустимы анонимные сообщения.